Site Loader

Часто в психологических статья и видео, а также у меня на сессиях и в моих текстах вы можете увидеть термины коллективное бессознательное и индивидуальное бессознательное. Как правило, интуитивно мы понимаем, о чем идет речь. И все же сейчас хочу посвятить этот текст определениям, чтобы мы с вами находились в одной понятийной системе, и хотя бы немного откорректировать линзы, через которые вы будете смотреть на мои тексты.

В повседневной жизни мы довольно часто употребляем наречие «бессознательно». Мы используем это слово, когда говорим о своих действиях, которые не поддаются контролю: например, «я бессознательно убрала телефон в сумку, а потом не могла вспомнить, куда он делся». Бессознательные действия и бессознательная часть психики – это не одно и то же.

Первым, кто сформулировал концепцию бессознательного, был Г. Лейбниц, дальше его идеи были продолжены Фрейдом. Фрейд сформулировал идеи о связи невротических симптомов и переживаниями, вызванными травмой, которые не осознаются и прячутся за нашими психологическими защитами. И если Фрейд много внимания уделял личному бессознательному, то другой аналитический психолог описал идеи коллективного бессознательного.

Структура личности
Структура личности

Сознание или Эго – это наш сознательный ум. Сознание строится из сознательного восприятия реальности (через органы чувств), воспоминаний, мыслей и чувств. Простым языком я бы сказала – это то, чем мы думаем и осознаем этот мир. То, что для нас видимо и объяснимо.

Индивидуальное (личное) бессознательное – этот тот эмоциональный, чувственный опыт переживаний, который был осознанным, но впоследствии был вытеснен (подавлен) или забыт или игнорируется. В психотерапии мы говорим о травматичном опыте из детства и не только из детства. Это то, о чем в жизни мы говорим «я головой понимаю, но изменить/сделать/почувствовать это не могу» или, наоборот, «я не понимаю, почему это со мной происходит». Как правило, за многими нашими взрослыми проявлениями стоит бессознательная детская фигура.

Сама по себе защита – это же хорошо, — можете возразить вы. Но только тогда, когда вы чувствуете себя счастливым и гармоничным человеком. В иных случаях старые способы защиты становятся неактуальными, бесполезными, но мы продолжаем пользоваться ими, когда опасность уже миновала. Психотерапия помогает «доставать» из бессознательного этот опыт, выводить его на уровень осознавания и менять восприятие этого опыта, а значит и менять эмоционально-волевую сферу.

Нейрофизиологи продолжают активно изучать наш мозг, и становится понятно, что роль бессознательного не только в хранении негативного опыта, но и в скорости принятии решений и быстрой обработке информации, которой с каждым годом все больше. Вы замечали, что часто именно интуитивно, бессознательно принятые решения оказываются самыми правильными? Когда мы говорим «вот я же знала, но не послушала себя». Сомнений в том, что личное бессознательное существует, нет. Это доказано научно.

Коллективное бессознательное

С коллективным бессознательным все сложнее. Коллективное бессознательное – это огромное хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от наших предков: это и история человека как биологическое вида и история выживания, и культурно-исторический слой, и родовой сценарный опыт. Юнг описал коллективное бессознательное через понятия архетипов, но совсем не тех архетипов, которые часто описываются в научно-популярной психологии (вроде архетипа любовницы и хозяйки). Тема архетипов огромная, для того чтобы коротко говорить о ней здесь. Позже я тоже к ней вернусь.

Понятие коллективного бессознательного очень сложно осознать, т.к. его невозможно «потрогать». Если свои реакции из бессознательного мы можем наблюдать воочию – неадекватный ситуации гнев, неожиданный страх и т.д., то коллективное бессознательное имеет какой-то магический налет. Я вообще задумываюсь о том, насколько нам мозг способен сейчас осознавать такие понятия, кроме как на интуитивном уровне. Я описываю коллективное бессознательное как некий Вселенский мозг. Как если бы у Вселенной, у Земли был свой мозг и душа, как у нас.

В жизни психологи называют это называют «полем», когда речь идет о групповой работе, например. Что касается доказательств существования коллективного бессознательного, то научного обоснования на сегодня нет. Но явление синхронистичности, связанное с коллективным бессознательным, мы можем ярко наблюдать в жизни и наблюдаем в терапии. То, что можно считать совпадениями, если не знать и не анализировать происходящее.

Синхронистичность – это некая связь событий, происходящих в индивидуальном и коллективном бессознательном. Их одновременность, основанная на смысле и импульсах. Это когда, например, вы подумали о ком-то, а он вам позвонил или встретился на улице.

Это когда, за какое-то время до войны, людям массово снятся сны о войне. Это когда мы идем в транс, где глубоко работаем на тему мамы, а мама в этот момент срывает телефон. Когда неожиданно все складывается наилучшим образом и подворачиваются лучшие возможности. Можно было бы говорить о совпадениях, если бы не высчитать вероятность наступления этих событий. В группе по обучению гипнозу мы наблюдали это явление по несколько раз в день.

На эти идеи, описанные выше, опирается огромное количество и современных направлений терапии. Психоанализ и Юнгианский анализ продолжает успешно развиваться и находить отклик у желающих работать долго и глубоко. На базе юнгианского анализа развивалась телесная терапия, танце-двигательная терапия, песочная терапия. В современных концепциях идеи Юнга продолжились в направлении психосинтеза Роберта Ассаджиоли.

И так или иначе о внутренних «частях»/ «фигурах» нашей психики мы говорим в процессе практически любой терапии, называя это разными словами. Для меня именно идеи Юнга помогают создать целостную картинку и увидеть, что многие современные направления терапии говорят об одном и том же разными словами. В гипнозе мы особенно активно пользуемся этой терминологией, поскольку основная цель гипноза – это попасть в зону личного бессознательного и создать там почву для изменений. Это происходит за счет погружения в трансовое состояние психики. Мы обращаемся к бессознательному не как к источнику хранения негативных воспоминаний, а как к великому мудрому помощнику, которое знает, какие изменения нужно произвести, если мы по-настоящему к этому готовы. 

Автор поста: Ирина Зиновьева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России