В психотерапии понимание ранних этапов развития психики человека играет решающую роль. Как формируются первые эмоциональные связи? Каким образом младенец воспринимает мир? Как его отношения с матерью, отцом и другими значимыми взрослыми влияют на его будущую личность? Ответы на эти вопросы ищут и формулируют нейробиологи, авторы и исследователи теории привязанности, психологи многих направлений, и конечно, психоаналитики.

Одним из методов исследования раннего детского периода является метод наблюдения за младенцем, о котором в России пока всё ещё мало говорят. Я несколько раз встречала удивление коллег, в том числе детских психологов.

Истоки метода: Эстер Бик и Тавистокская клиника

Метод наблюдения за младенцем был разработан Эстер Бик (1902–1983) — детским психоаналитиком, ученицей Мелани Кляйн и одной из ключевых фигур британской школы психоанализа. После Второй мировой войны в Тавистокской клинике (The Tavistock and Portman NHS Foundation Trust, Лондон) возникла необходимость в более глубоком изучении раннего детского развития.

В 1948 году Эстер Бик предложила новый подход — длительное наблюдение за младенцем в естественной семейной среде, что стало революционным для психоаналитического обучения. Эстер Бик опиралась на идеи Кляйн о ранних объектных отношениях и фантазийной жизни младенца. Однако если Кляйн делала выводы на основе реконструкций в анализе детей, Бик предложила прямое наблюдение, что позволило увидеть, как формируются первые эмоциональные связи в реальном времени.

1950–1960-е: становление стандарта обучения

  • Метод включён в программу Британского института психоанализа как обязательный для детских аналитиков.
  • Начал применяться не только в клинической подготовке, но и как исследовательский инструмент (например, в работах Дональда Винникотта о «достаточно хорошей матери»).

1970–1980-е: распространение в Европе и США

  • В EFPP (Европейская федерация психоаналитической психотерапии) метод стал обязательным компонентом обучения.
  • Адаптирован для работы со сложными случаями (недоношенные дети, приёмные семьи).

Как проходит программа наблюдения?

Участники программы получают уникальную возможность наблюдать за развитием младенца с первых дней жизни в естественной семейной обстановке. В течение двух лет они еженедельно проводят по часу в семье, фиксируя взаимодействие ребёнка с родителями, его эмоциональные реакции и динамику развития.

После каждого наблюдения составляется подробный отчёт, который затем обсуждается в малой группе (4–5 человек) под руководством опытного ведущего (психоаналитика). Это позволяет глубже осмыслить увиденное, проработать собственные реакции и научиться анализировать бессознательные процессы.

Ключевые принципы наблюдения

  • Невмешательство: наблюдатель не даёт советов, не оценивает, не интерпретирует, а фиксирует взаимодействие, обучаясь «быть, а не делать».
  • Фокус на невербальном: предмет наблюдения — не только поведение и взаимодействие ребёнка и матери, но и мимика, жесты, интонации.
  • Работа с контрпереносом: эмоции наблюдателя (например, тревога или раздражение) становятся инструментом понимания динамики психических процессов ребёнка во взаимодействии с семьёй.

Для кого эта программа и чем полезна

  • Будущие детские и взрослые психоаналитики (участие — обязательное требование для поступления в тренинговую программу Ассоциации детского психоанализа).
  • Специалисты, работающие с детьми и семьями (психологи, педагоги, врачи).
  • Все, кто хочет глубже понять раннее развитие психики ребёнка.

Что даёт этот метод будущим психотерапевтам?

Глубокое понимание раннего развития психики

  • Наблюдение за зарождением объектных отношений.
  • Изучение невербальной коммуникации младенца.
  • Осознание роли матери и семьи в формировании эмоционального мира ребёнка.

Развитие профессиональных навыков

  • Умение сохранять нейтральную позицию наблюдателя, не вмешиваясь и не давая советов.
  • Работа с проекциями и контрпереносом.
  • Развитие «негативной способности» — терпимости к неопределённости, критически важной в психоаналитической практике.

Подготовка к работе с детьми и взрослыми

  • Понимание младенческих переживаний, которые могут проявляться у клиентов любого возраста.
  • Умение замечать скрытые эмоциональные процессы клиентов разных возрастов.

Почему метод актуален спустя 75 лет?

  • Даёт уникальный живой опыт, который невозможно получить из книг.
  • Помогает «увидеть невидимое» — бессознательные процессы, формирующие личность.
  • Остаётся «золотым стандартом» подготовки аналитиков во всём мире.

Современные нейроисследования (например, работы Алана Шора) подтверждают: качество ранних взаимодействий буквально меняет структуру мозга младенца, что согласуется с открытиями Бик ещё в 1950-х.

odpp.ru

Где можно пройти программу наблюдения за младенцем

  1. Ассоциация детского психоанализаchildpsychoanalysis.ru
    Это стартовая ступенька для подготовки будущих детских психоаналитиков. Я сама около полугода была слушателем этой программы.
  2. Общество детской психоаналитической психотерапииodpp.ru
  3. Клинический центр психического развития при МИПclinic.inpsycho.ru
  4. Международная школа психотерапииipsyschool.ru
    Это сокращённая годовая программа с Джин Маганья.

Мой короткий опыт участия в программе говорит о том, что это самое непростое обучение, которое я встречала. Именно поэтому я взяла паузу, взвесив свои силы и ресурсы. Это даже не столько обучение, сколько глубокий опыт проживания. Я не отказываюсь от идеи вернуться в программу, когда снова почувствую готовность.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *